Дипломникам


Дипломное проектирование имеет целью:

1. Закрепление и расширение полученных студентом во время обучения теоретических знаний, практических умений и навыков, применение их при решении конкретных научных, технических, экономических и производственных задач.
2. Развитие навыков самостоятельной работы и овладение методикой исследования и экспериментирования при решении поставленных в дипломном проекте (работе) задач.
3. Выяснение подготовленности студентов к самостоятельной работе по полученной им специальности.

Тема дипломного проекта выбирается так, чтобы она отвечала наиболее важным проблемам специальности будущего инженера, то есть тематика должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки и техники. На кафедре ИТАС в учебный план введена учебно-исследовательская работа (УИР), поэтому лучше всего, если тема дипломного проекта (работы) является продолжением и завершением УИР.

В крайнем случае, выбор темы производится на преддипломной практике студента, так чтобы во время ее прохождения студент мог собрать необходимые материалы, познакомиться со смежными вопросами, относящимися к теме проекта, разработать задание на дипломное проектирование и описательную часть проекта.

Лучше всего, если тема выполняемого дипломного проекта определяет последующую деятельность молодого специалиста, область его интересов, профиль работы.

Задание на дипломный проект подписывается студентом, консультантами, руководителем и утверждается заведующим кафедрой ИТАС.

Тематика дипломных проектов (работ) рассматривается на кафедре и утверждается приказом ректора МИЭМ.

Приказом ректора МИЭМ по представлению кафедры назначаются руководители дипломных проектов (работ) из числа преподавателей кафедры ИТАС, и консультанты по различным разделам проекта, в качестве которых могут назначаться научные сотрудники и высококвалифицированные специалисты других организаций.

Дипломный проект (работа), в соответствии с заданием, должен быть посвящен разработке отдельных, перспективных теоретических или практических вопросов. Каждый проект должен иметь соответствующее экономическое обоснование, а также разделы, посвященные вопросам охраны труда и экологии.

Дипломный проект является как бы первой самостоятельной инженерной работой студента. При его подготовке студенты используют теоретические знания, полученные при изучении дисциплин учебного плана, и практические умения и навыки, приобретенные при курсовом проектировании. Он выполняется на основе глубокого изучения литературы по теме (учебников, учебных пособий, монографий, периодической литературы, лекционных курсов, журналов на иностранных языках, нормативной литературы и т.д.).

За время дипломного проектирования происходит становление студента как специалиста: расширяется его кругозор, вырабатывается четкость в суждениях, формируются взгляды на научные и технические проблемы.

Научный руководитель дипломного проекта (работы):

1. Помогает разработать задание на дипломный проект (работу).
2. Оказывает студенту помощь в разработке календарного графика работы на период дипломного проектирования.
3. Рекомендует студенту необходимую литературу по теме.
4. Устанавливает расписание консультаций, при проведении которых осуществляет текущий контроль соблюдения студентом календарного графика работы над проектом.
5. Устанавливает объем всех разделов проекта (работы) и координирует работу дипломника и консультантов.

Во время работы над дипломным проектом студент должен находиться в очень тесном общении со своим руководителем и консультантами. Результат его работы во многом зависит от их взаимоотношений. Руководитель обычно подсказывает то новое, что можно включить в дипломный проект, и от студента зависит, как использовать такие сведения, каким образом проявить активность. Если студент активен, то отношения между ним и преподавателем складываются правильно: преподаватель - авторитетный консультант, помогает выбрать правильное решение, предостерегает от ошибок, указывает ряд возможных вариантов. Но проектирует студент, он ищет и выбирает приемлемый вариант и чем самостоятельнее он действует, тем больше пользы принесет ему работа.

Вся проделанная студентом во время дипломного проектирования работа отражается в пояснительной записке и в графической части проекта.

Пояснительная записка должна раскрывать творческий замысел проекта (работы), обоснование методов исследования, выбранные методы расчета и сами расчеты, описание проведенных экспериментов, их анализ и выводы по ним, технико-экономическое сравнение вариантов и сопровождаться иллюстрациями, графиками, эскизами, диаграммами, схемами.

Логичность, краткость, убедительность изложения, системность пояснительной записки, хорошее соответствие между ней и графической частью - вот основные требования к оформлению проекта.

За принятые в дипломном проекте (работе) решения и за правильность всех данных ответственность несет студент - автор дипломного проекта (работы).

Законченный дипломный проект (работа), подписанный студентом и консультантами, представляется научному руководителю. После просмотра научный руководитель пишет письменный отзыв на дипломный проект (работу). На основании пояснительной записки и отзыва, заведующий кафедрой принимает решение по данному дипломному проекту (работе), подписывая титульный лист пояснительной записки, устанавливая дату защиты, и направляет на рецензию.

В качестве рецензентов могут привлекаться преподаватели других высших учебных заведений или данного вуза, если они не работают на представляющей дипломный проект (работу) кафедре.

Рецензент представляет письменную рецензию на дипломный проект (работу), где должны быть отражены актуальность, новизна и практическая значимость исследуемой темы, соответствие темы дипломного исследования профилю подготовки специалиста, присваиваемой квалификации, самостоятельность проведенного исследования, наличие выводов и рекомендаций, степень решения проблемы и завершенности исследования, недостатки, если таковые есть.

Защита дипломного проекта

Законченный дипломный проект вместе с отзывом и рецензией представляется к защите перед Государственной экзаменационной комиссией (ГЭК).

Защита дипломного проекта происходит на заседании ГЭК, где студенту предоставляется слово для доклада (около 10 минут). Доклад следует хорошо подготовить, чтобы в краткой форме отразить сущность проекта и его наиболее интересные части.

После доклада задаются вопросы, которые имеют целью выявить качество подготовки выпускника, степень самостоятельности его работы, подчеркнуть достоинство проекта или указать на имеющиеся недостатки, на которые студент отвечает, далее зачитываются рецензия и отзыв и студенту предоставляется возможность ответить на недостатки, указанные в них. Отвечая на заданные вопросы, дипломник защищает свои решения, дает дополнительные обоснования и пояснения.

Ответы автора дипломного проекта на вопросы членов ГЭК оказывают влияние на результирующую оценку Государственной экзаменационной комиссии, поэтому продумывайте свои ответы на вопросы, не торопитесь ответить, еще не поняв смысла и сущности вопроса. Лучше несколько задержать ответ, вдуматься в вопрос, чем отвечать поспешно и неточно.
Comments